Играя в Игру Жизни

Отрывок из статьи Мэри Инглис “Играя в Игру Жизни” (“Игра Жизни” — одно из первых названий трансформационной игры).

 

“Игра Жизни” — это настольная игра, созданная Джой Дрейк в общине Финдхорн. Работа над игрой началась примерно десять лет назад (в 1976 году). “Я хотела воссоздать опыт, полученный в Финдхорне, чтобы, таким образом, люди могли пережить уроки и получить прозрения, инсайты, как это бывает здесь, и всё это без того, чтобы переезжать в Финдхорн на три года, — говорит Джой. — Это был способ выработки эссенции того обучающего процесса, который начинается тогда, когда мы начинаем воспринимать всю жизнь как арену обучения”.

Когда Джой начала выяснять, как воплотить эту идею в жизнь, некоторые другие игры и схожие подходы оказали на неё влияние. Одна из таких настольных игр называлась “Инициация”, её придумал Дэвид Спенглер. Игроки в этой игре двигались к просветлению “вверх — вниз”. Попадание на квадраты “плохой кармы” возвращало вас назад, а “светлые места” и квадраты “хорошей кармы” продвигали вас по пути.

Джой заинтересовалась, что будет, если люди начнут обращаться к конкретным примерам поведения или привычкам, которые или помогают им двигаться вперёд, или являются препятствием на пути к единству и целостности. Джой начала тщательно исследовать свой собственный опыт и опыт своих друзей — так появились две главные колоды “Препятствия” и “Прозрения”. Используя богатый опыт людей, их мысли, разные аспекты и мелочи, из которых плетётся ковёр человеческой жизни, Джой постепенно дополняла Игру. Так появились — чудеса, благословения, боль, намерение, прозрения, тёмная ночь души, интуиция, стремление, ангелы, вызовы, препятствия, свободная воля, — которые обрели форму и стали материальными объектами в игре.

Различные “сферы” опыта создавались таким образом, чтобы люди могли исследовать взаимоотношения с конкретной областью своей жизни. Структура задавалась в начале игры, когда игроки получали возможность родиться “в жизнь”, а затем развиваться, проходя через физическую, эмоциональную, ментальную сферы, поднимаясь по “высшим” сферам интуиции, любви и единства к просветлению.

И хотя игроки передвигают свою “личность” от квадрата к квадрату, они вовсе не являются пассивными участниками в этом процессе. Многие квадраты требуют от игроков проявлять инициативу и воображение, делиться на глубоком личностном уровне, делать выбор и принимать решения. Структура игры такова, что она обеспечивает игроков определёнными параметрами или характеристиками, позволяющими воссоздать в игре свой собственный уникальный опыт.

Ангелы также были включены в игру. “Колода ангелов” состоит из 52-х качеств, таких как “Сострадание”, “Мощь”, “Милость”, “Свет”, “Трансформация”, “Умение сдаться” и “Целительство”. До начала игры и после прояснения личного игрового намерения, игроки вытаскивают одну из таких карт в качестве вдохновляющего качества, которое будет помогать им на протяжении всей последующей Игры.

Хотя первоначально идея создания Игры пришла к Джой, она быстро заметила, что многие люди вовлеклись в процесс развития и усовершенствования Игры.

Некоторые включились в этот процесс, даже не зная этого. “Когда я случайно слышала, как люди говорили о замечательных событиях, происходящих в их жизни, или о проблемах, которые они переживали, то тут же бежала домой, чтобы написать очередную карту “Прозрения” или “Препятствия”, — говорит Джой. — А также, читая стихи или погружаясь в направленную медитацию, могла получить новую идею для карт Прозрений”.

Игра развивалась также через многочасовые игровые сессии “поклонников Игры” на самодельной игровой доске, интенсивные “мозговые штурмы”, сессии обратной связи и долгие философские диспуты о природе боли, творчества, Бога, духовности, личности, единства, разговоров на тему “как устроен мир” и на все подобные и связанные темы.

В Игре есть две основные колоды карт: “Прозрения” и “Препятствия”. В колоде “Прозрений” карты приблизительно такого содержания: “Вы успешно преодолели искушение посплетничать. Получите 4 осознания”, или, “Вы чувствуете, в чём нуждается ваше физическое тело. Получите 3 осознания”, или, “Вы были великолепным, твёрдым и устойчивым в очень шаткой ситуации. Получите 4 осознания”. Игроки, которые получают карты, могут просто принять их, если чувствуют, что написанное верно, или же поделиться конкретным примером того, как проявляются эти прозрения в их жизни.

Другие карты “Прозрений” требуют большей вовлечённости. Например, “Если бы вы могли изменить что-то в себе прямо сейчас, то что бы это было и почему?”, или, “Примите личную ответственность: совершайте ходы, не бросая кубик следующие три круга”.

Также есть “Излучательные” карты “Прозрений”, которые требуют от игрока вспомнить конкретные ситуации, когда он выражал определённые качества, указанные на карте, такие как, сострадание, мудрость юмор, вдохновение или веру.

Карты “Препятствий” также дают возможность роста, но иным способом. Они подчёркиваю и выделяют то поведение и мысли, которые являются причиной затруднений и сложностей в нашей жизни. Когда приходят эти карты, они приносят потерю осознаний или боль.

Например, “Ты погрузился в чувство безысходности, не сумев преодолеть разрыв между идеальным и реальным образом самого себя. Ты теряешь 2 осознания или принимаешь боль, вызванную внутренним противоречием”, или, “О, Господи, это такая скука. Теряешь 3 осознания или берёшь 2 боли”, или, “Ты так быстро двигался вперёд, что не заметил очевидного. Теряешь 2 осознания или пропускаешь ход”.

Препятствия дают возможность посмотреть на те сферы жизни, где возникают трудности и найти пути расчистить препятствия.

Есть несколько способов освобождения от боли в Игре, но обычно игроки сами предпринимают какие-то шаги в этом направлении. Некоторые часами могут нести с собой боль, даже не замечая, что “синие слёзы” (обозначение боли в игре) всё время находятся перед ними.

“Мне даже поплохело в конце игры, — сказал один игрок, — когда я обнаружил, что за всю игру ничего не сделал со своей болью, которую получил в первый же ход. И она всё ещё здесь, когда мы заканчиваем игру. И тут я осознал, как часто такое происходит в моей жизни. Я не нахожу времени избавиться от стресса и его последствий, если не мучаюсь слишком сильно от него. Но, конечно же, мне эта незавершённость очень мешает”.

То намерение, которое игрок приносит в Игру, является ключевым компонентом процесса. Перед началом игры значительное время уделяется прояснению намерения игроков. И целый день после игры посвящён интеграции опыта, полученного в игре.

Намерение может быть достаточно общим (напр., “наполниться Божественным присутствием”) или конкретным (напр., “создать пространство для постоянных физических и духовных отношений с женщиной”). Намерение может относиться к настоящему (“повысить свою самооценку”), прошлого (“исцелить мои взаимоотношения с родителями и отпустить их теперь, когда они уже покинули этот мир”) или будущего (“получить ясность в отношении моих следующих шагов”). Хотя, по большому счёту, конечно, прошлое, настоящее, будущее всегда пересекаются.

За время, что я провела с игрой с Джой и другими людьми, играя и выступая в роли ведущего игры, я обнаружила, что игра изумительно точно отражает жизнь. Каким-то непостижимым мистическим образом, она затрагивает все аспекты осознанного проживания жизни, то, о чём так много говорят в Финдхорне. Играя и наблюдая за происходящем в Игре, люди начинают видеть, как они действуют в реальной жизни. Игра работает с целостностью — не только с духом или с личностью, но затрагивает оба уровня, и то, как, взаимодействуя между собой, они дают нам возможность в большей мере становиться “личностью, вдохновлённой духом”.

Возможно, самое важное прозрение, которое я получила, касается вечного вопроса, который веками муссируется всеми философами — взаимосвязь между свободной волей и предрасположенностью, детерминизмом.

Когда я (или другие игроки), формулирую, заявляю о своём намерении в игре, совершенно ясно и очевидно, что моя воля вовлечена в процесс. Я сознательно и свободно выбираю некое направление.

А потом бывает так, что мне надо положиться на веру, довериться процессу Игры, который поддерживает меня и позволяет моему намерению раскрыться. И я не всегда замечаю это — когда нахожусь на квадрате депрессии, когда передо мной лежит моя боль… или когда я выслушиваю других игроков и не верю тому, что они говорят, как они ценят мою уникальность и замечательные качества, которые я, похоже, совершенно не в состоянии в себе разглядеть.

Но во время игры возникают моменты, которые позволяют мне вдруг увидеть, что всё происходящее абсолютно и, говоря буквально, к месту, “в точку”. А в процессе обратной связи и оценивания игры в самом конце, все эти запутанные моменты проясняются и становятся очевидны пути, которые позволили намерению разворачиваться.

Эти открытия дают мне возможность доверять “игре”, стоящей за моей собственной жизнью. Также как и каждый из вас, я здесь, на Земле, с некой целью или намерением. Иногда я ясно это вижу и осознанно занимаюсь сотворчеством согласно некому высшему Плану. А бывают и другие времена, когда я ощущаю себя потерянной в болоте беспомощности, неопределённости, ощущая себя жертвой и воспринимая всё в искажённом виде. Но, тем не менее, как бы то ни было, за всем происходящем стоит какая-то цель, происходящее является частью игры. Мы получаем то, о чем просим. Всё это часть игры жизни.